пятница, 24 февраля 2012 г.

Обратная сторона Интернета

Автор: Коваленко Маргарита Тимофеевна
Контактный электронный адрес: margaritkov@mail.ru
Место работы: МОУ СОШ с.  Родничок Балашовского района.

Компьютерные сети, как вид телекоммуникации - принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина".[1] Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Поэтому аудитория интернета стремительно растет –  среди них дети, подростки составляют ее значительную часть. Сейчас почти каждый второй ребенок в нашей стране выходит в интернет и чем старше подростки, тем выше среди них доля «Интернетчиков». Сегодня детям доступно, то, что лет пятнадцать назад было доступно только профессионалам. На фоне этого появился новый вид психологического расстройства  Интернет - зависимость. Это серьезная  проблема «Интернет-зависимость» у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении, действует разрушающе на психику подростка. Дети, подростки  стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности. Различные развлечения: онлайн - игры, просмотр интернет –TV, прослушивание интернет - радио все это можно отнести к досуговой сфере. Это и считается первопричиной компьютерной или интернет-зависимостью, так как  современный школьник   занимает  более четвертой части всего времени, которое он проводит в сети.
 И если учесть, что десятая часть школьников отвечают, что проводят в сети онлайн – игры по пять,  десять часов за один сеанс, то время, проводимое ими в сети,  можно предположить от 35 часов до 70 часов (максимум) в неделю.  Такое количество часов «Жизни в интернете» уже основательный повод  для тревоги.[1]
Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание еще несформированной полностью личности. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета и интернет - игр. Поклонниками электронных игр, в основном, являются подростки. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видеосопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить ребенка от восприятия окружающего мира, что и является причиной долговременного пребывания в интернете.
 Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела, и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Онлайн -  игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего. Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанным на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности.
По мнению ряда исследователей, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности подростка.   Зная, что в 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием "подросткового кризиса". Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, замкнутости, неуверенности в себе и своих силах, застенчивости, комплексе и трудности в общении.  И бесконтрольное использование  таких игр  как «Стрелялки» может  усугубить психическое развитие подростка. Подростки с головой погружаются в виртуальное пространство, однако уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья ребенка. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по неокрепшей психике ребенка. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность - то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден « Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше». [2]
 «Компьютерные игры разрушают интеллект, - подтверждает член правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга, врач высшей категории Николай Федорович Жарков, - ребенок приучается жить и действовать по инструкции».
Но даже относительно не опасные игры могут навести существенный вред, если на них по - настоящему «подсесть».  Плотно подсаживается на «игрушку», по разным данным, от 10 до 15 процентов увлекающихся компьютерными играми!  Начинается все с малого - всего лишь с интереса и первого опыта.
Компьютерные игры, вернее глубокое погружение в них, наносят вред и взрослым, и детям. Но прежде всего, детям, потому, что они находятся в стадии развития и любое деструктивное вмешательство в этот процесс чреват серьезными отклонениями, которые могут сказаться в будущем, независимо от того, будет ребенок продолжать играть, или остановится. Врачам известно, что отрицательные последствия некоторых функциональных нарушений или соматических заболевания дают знать о себе спустя годы, и то же самое происходит при компьютерной зависимости. Самый опасный возраст, в котором дети особенно часто «подсаживаются» на игру - 12-15 лет.
Почему компьютер так притягивает детей, почему дети становятся зависимыми от компьютерной игры? Я, лично вспоминая свое детство, вспоминаю игры: «Мы часами играли в индейцев  «городки», «догонялки» менялись ролями, лазали по стройкам и старым домам, прыгали с крыш, делали луки, наконечники для стрел, пращи и деревянные ружья, стреляющие металлическими пульками, доходило порой и до травм. Однако же, при этом не теряли рассудок!» Но в том-то и дело, что все дворовые игры происходят в реальном мире, мальчишкам и девчонкам нужно рассчитывать на свои собственные силы, учиться правильно, оценивать ситуацию, не воображаемую, а происходящую на самом деле, адекватно реагировать на жизненные, а не запрограммированные кем-то обстоятельства. Им нужно учиться жить, а не играть. В виртуальной игре все не так, все «понарошку», но проблема в том, что, погрузившись с головой в виртуальный мир, они это «понарошку» со временем начинают воспринимать как реальное событие.
Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность,  детей, которым в силу тех или иных причин, не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления».[3] 
Зачастую Интернет - зависимость - это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем подростка. В большинстве случаев компьютерная, Интернет - или игровая зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.
 Основными причинами компьютерной зависимости у подростка могут быть:
1.Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми;
2.Недостаток внимания со стороны родителей;
3.Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении;
4.Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного;
5.Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать;
6.Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером;
7.Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье;
Более  развернутую систему критериев приводит психиатр И. Голдберг , который ввёл в 1995 термин «интернет-зависимость». По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов предложенных им.
Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2. невозможность остановиться;
3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4. пренебрежение семьей и друзьями;
5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
7. проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
2. сухость в глазах;
3. головные боли по типу мигрени;
4. боли в спине;
5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
6. пренебрежение личной гигиеной;
7. расстройства сна, изменение режима сна .
Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?
1. Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству, его попыткам, уходу из дома и пр.).
2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей вашего ребенка.
4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютерных игр.
5. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
6. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.
7. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.
8. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.
9. Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит, зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребенка, частично изменив его сознание.
10. Ищите психолога, имеющего опыт решения проблем компьютерной зависимости.

Литература: