среда, 22 февраля 2012 г.

Психологические аспекты использования ресурсов сети Интернет в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Соловьева Наталья Валерьевна
Контактный электронный адрес: tashaUST@yandex.ru
Место работы: МБОУ ООШ №14
г. Балаково Саратовской области

С переходом всех образовательных учреждений России на новый Федеральный государственный образовательный стандарт целью образования становится развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.[1] Стандарт ориентирован на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными и наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. При обучении таких школьников в качестве одного из средств, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, выступают ресурсы сети Интернет.
Использование ресурсов Интернет в средствах ИКТ позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют получению образования детьми со слабым здоровьем: невозможность посещения школы, частые пропуски занятий по болезни, необходимость щадящего режима обучения, отсутствие специального педагогического подхода, информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе.
Помимо этого, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в виртуальное сообщество в определенной степени разрешает основную проблему «особых» детей, которая заключается в ограниченности социальных контактов и общения с другими людьми, в особенности, со сверстниками, определяющей бедность социального опыта, затруднения в формировании социальной и коммуникативной компетентностей, что сказывается на их социализации.
Освоение Интернета детьми с ограниченными возможностями поможет раздвинуть границы привычного социального развития личности, даст возможность овладения новыми социальными ролями (пользователь ПК, Интернет и др.) и профессиями, будет содействовать интеграции в социум, способствовать формированию адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию социальной компетентности.
Особенности общения через Интернет (анонимность, своеобразие протекания процессов межличностного восприятия, добровольность и желательность контактов) обеспечивают возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи, некоторые свойства характера или психические заболевания. Отечественные авторы отмечают, что возможный спектр стратегий самопрезентации в сети определяется разнообразием различных Я-составляющих, и в свою очередь определяет реальную идентичность.[2] Посредством создания Я-желаемого и проигрывания не реализуемых в деятельности ролей достигается терапевтический эффект.
Интернет-ресурсы предоставляют возможность самостоятельной продуктивной деятельности, позволяют осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, учащиеся выступают в качестве активных участников образовательного процесса. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план. Специальная учебная среда, создаваемая с использованием Интернет-ресурсов, обеспечивает приобщение школьников с ограниченными возможностями здоровья к мировому информационному пространству, и, как следствие, способствует расширению информационно-познавательного поля ребенка, позволяющего поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.
Несмотря на то, что в последние годы, благодаря новым установкам государства, были изменены подходы к образованию детей со слабым здоровьем, как показывает анализ образовательной практики, возможности использования ресурсов Интернета при обучении и развитии «особых» детей не реализуются в полной мере.
Создание полноценной информационно-образовательной среды для учащихся предполагает использование самых разнообразных ресурсов, в том числе Интернет: текстов, видеофильмов, рисунков, файлов презентаций или ссылок на Интернет-сайты; использование учебных инструментов, с помощью которых организуется интерактивное общение: заданий, опросов, тестов, форумов и т.д., использование специальных обучающих систем. Наибольшие перспективы связываются с глобальной визуализацией учебного материала, максимальным использованием мультимедиа.
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в сети Интернет с использованием средств ИКТ открывается возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Для успешной реализации дифференцированного обучения необходимо психологическое сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое предполагает изучение индивидуальных особенностей каждого ученика, определение оптимального режима интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, составление карты процесса обучения, отслеживание динамики развития учащегося.
Особое внимание, по нашему мнению, важно уделять организации совместной со здоровыми, и не только здоровыми, детьми деятельности с использованием Интернет-ресурсов.
Интернет и многочисленные сетевые услуги могут быть использованы в качестве своеобразной творческой лаборатории, позволяющей приобрести новый психологический опыт. В процессе обучения с использованием Интернет-ресурсов дети с ограниченными возможностями здоровья вовлекаются в сетевую проектную, исследовательскую деятельность, диалоговое взаимодействие с обычными и «особыми» детьми, что позволяет создать условия для самосовершенствования, самопознания, самореализации каждого ребенка.
Эффективность процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в сетевом воспитательном пространстве повышается, если в основном это дети с сохранным интеллектом. В.Ю. Нестеров отмечает, что достижение индивидуальных целей в сети становится возможным только через создание группы.[3] Возможность обучающегося вступать в контакт не только с учителем, но и с другими обучающимися, позволяет имитировать очную коллективную форму обучения, чего многие дети с ограниченными возможностями здоровья лишены. Общение учащихся с педагогами и друг с другом возможно осуществлять с использованием разнообразных средств опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, консультирование в режиме on-line, Интернет-конференции.
Возможность каждому ребенку принять участие в общем деле в той форме, которая ему доступна, дает межпредметный проект. Внесение собственного посильного вклада в общее дело с последующим представлением результата работы на конференции позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья ощутить уверенность в своих силах, почувствовать себя полноценным членом ученического сообщества.
Таким образом, грамотная организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с полным, комплексным использованием широких возможностей Интернет-ресурсов позволяет формировать у учащихся коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия, способствует развитию целостной личности, что составляет цель и основной результат современного образования.

Библиографический список:
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
[2] Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy
[3] Нестеров В.Ю. К вопросу о динамике сетевых сообществ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/groupdyn