среда, 22 февраля 2012 г.

Использование возможностей социальных сервисов для дистанционной подготовки к экзаменам по химии


Автор: Алексеева Лариса Александровна,
учитель химии
Контактный электронный адрес: l.a.alekseeva@mail.ru
Место работы: МБОУ СОШ №26
г. Балаково Саратовской области

Система современного школьного образования направлена на непрерывное совершенствование образовательного процесса, одной из форм которого является дистанционное обучение. Широкое распространение ИКТ позволяет учащимся в социальных сервисах обучаться, проверять свои знания и возможности, а также общаться с учениками из других регионов страны.
Работать с учащимися дистанционно по подготовке к экзаменам я начала по электронной почте - со своего ящика на почтовом сервисе mail.ru направляла задания, обучающие презентации, текстовый материал по химии на электронный адрес ученика. Данная форма обучения позволила сократить отставания по предмету у учащихся, сдающих экзамен, вынужденных пропускать занятия в период болезни, карантина, низких температур, соревнований. Однако данный вид дистанционного обучения требует много времени, и сложен в систематизации данных, так как необходимо постоянно отслеживать сообщения от учеников и индивидуально отвечать каждому.
Для современного обучающегося интенсивная самостоятельная работа - залог высоких результатов в изучении предмета, а контролировать эту работу позволяет организация дистанционного обучения.
Регулярное прохождение различных дистанционных курсов позволило мне перейти на дистанционный уровень подготовки к экзаменам по химии. В социальной сети "Открытый класс" организовано сообщество учителей химии "Балаковочка", где педагоги размещают материалы, в том числе и для дистанционной подготовки учеников к ГИА, ЕГЭ по химии. Многообразие тем, использование различных форм ЭОРов и ЦОРов (различного типа интерактивные тесты, web-анкеты, обучающие презентации, научно-популярные фильмы, виртуальные опыты, лабораторные работы) помогают заинтересовать учащихся и максимально эффективно подготовить к предстоящим экзаменам. Работа в открытом классе ведется, в основном, с учениками, которые выбирают химию профильным предметом, а также для участников олимпиад. Для учеников не столь мотивированных на изучении предмета, размещаю материалы для дистанционной подготовки к экзаменам на сайте класса. Такая форма работы с учениками позволяет повысить успеваемость и усвоение материала при пропусках занятий.
Основные достоинства дистанционного обучения - реализация открытого образования, обеспечивающего каждому ученику собственную траекторию обучения. Широкое распространение учебных материалов позволяет обучающемуся самому выбрать интересующую его тему, проконтролировать свой результат и сэкономить время.
Конечно, в дистанционном обучении есть определенные проблемы: зависимость результатов обучения от мотивации обучающегося, сложность в отслеживании достоверности результатов, невозможность применения ряда лабораторных работ; психологическая трудность непрямого общения. Учащийся не должен большую часть времени проводить за компьютером, так как это ухудшает осанку, зрение, ограничивает реальные контакты с людьми, возникают сложности с устной речью, формулировкой мыслей. Однако я считаю, что дистанционная форма обучения очень эффективна как форма самостоятельной работы. Сегодня мы предлагаем своим ученикам пройти курсы «Подготовка выпускников 9-х классов к сдаче ГИА по химии», с использованием дистанционных образовательных технологий» и «Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ с использованием дистанционных образовательных технологий», где учащимся дается весь необходимый материал для подготовки к экзаменам по химии. Работая с учащимися дистанционно не первый год, я с уверенностью могу сказать, что, результаты этого вида обучения я вижу уже сейчас.
В условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования дистанционное обучение приобретает большее значение для успешного обучения, и очевидно, что технологии дистанционного обучения надо развивать и дальше.