среда, 22 февраля 2012 г.

Использование ресурсов сети Интернет для организации проектной деятельности на уроках физики


Автор: Васильева Елена Владимировна
Контактный электронный адрес: Velena35@yandex.ru
Место работы: МОУ "Средняя школа с.Березина Речка"
Саратовского района Саратовской области

Метод учебных проектов достаточно доступный способ познакомить учащихся с достижениями современной науки, с ее теорией и практическим применением полученных знаний. Под учебным проектом я понимаю самостоятельную работу учащихся под руководством педагога или более опытного товарища с целью создания какого-либо продукта.
Что же лично меня привлекает в данном методе?

  • Тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже.
  • Это богатейшие межпредметные связи.
  • Это возможность организации групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки.
  • Это развитие у обучающихся навыка свободной ориентации в любом информационном пространстве (поиска необходимой информации) и умения преподносить плоды собственной деятельности (презентация, буклет, статья и т.д).

Педагоги, применяющие в образовательной деятельности новые информационные технологии, с полной уверенностью говорят о необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не просто значительно повышает мотивацию обучения, но и способствует активному внедрению современных педагогических технологий, развитию интегрированного подхода, продуктивному обучению в деятельности, повышению качества обучения, и, в конечном счете, самоорганизации и саморазвитию. Развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней, сопоставлять, то есть, в целом, способствует повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки самообразования.
Современный учитель сегодня должен иметь возможность использовать ресурсы глобальной сети Интернет не только при подготовке к уроку, но и непосредственно на уроке, адресовать к образовательным ресурсам учащихся во время выполнения домашнего задания.
Основными критериями использования Интернет-ресурсов на уроке являются:
  • педагогическая целесообразность;
  • качественное содержание ресурса;
  • продуманная методика использования ресурса;
  • возможность обращения к используемым ресурсам других учителей (банк данных интернет-ресурсов).

Необходимые и достаточные условия организации проектной деятельности с использованием Интернет-ресурсов:
  • Компьютерный класс (несколько компьютеров), подключенные к сети Интернет. (Желательно, также, наличие принтера и мультимедийного проектора).
  • Наличие соответствующего программного обеспечения для оформления проекта (пакет Microsoft office)
  • ИКТ – компетентность учителя.

Модель проведения урока с применением ресурсов сети Интернет
Практика применения интернет-ресурсов для организации проектной деятельности учащихся предполагает изменение технологии проведения урока: урок строится как цепочка этапов групповой исследовательской деятельности учащихся:
1 этап – актуализация и систематизация имеющегося багажа знаний;
2 этап - постановка ряда проблем, в первичном виде определение параметров систематизации для каждой проблемы.
3 этап – уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование. Внимание учащихся обращается на необходимость учета «достоверности» используемых источников, их грамотного цитирования; рекомендуется определить сферу деятельности, за которую отвечает каждый участник проекта; учесть временные рамки выполнения работы.
4 этап – собственно исследование: объединение и систематизация собранного материала.
5 этап – оформление работы. Необходимо предусмотреть формы оформления проекта (доклад, схема, тезисы, цитаты и их анализ, презентация и др.).
6 этап – представление результата работы (может быть проведено непосредственно на данном учебном занятии или следующим за ним).
7 этап – подведение итогов. Рефлексия.
Работа учащихся в классе над проектом с использованием ресурсов сети Интернет может быть организована следующим образом:
  • фронтально (виртуальные путешествия, глобальный сетевой проект);
  • индивидуально (поиск, отбор и анализ учебной информации);
  • в группах (выполнение общего учебного проекта);

Учитель на таком уроке выступает в качестве консультанта по поиску в Сети и использованию различного рода учебной информации.
Основная цель урока с использованием ресурсов сети Интернет соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Методика проведения урока с применением ресурсов сети Интернет

1. Педагог выбирает темы проектов, при работе над которыми Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения, и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект.
2. Учитель предварительно находит самые лучшие ресурсы и составляет список Webов, с которыми учащимся нужно познакомиться, выполняя задание учителя. Возможно создание справочного портала с Web-адресами по темам. Возможна работа над проектом на основе одного сайта, если его информационное поле достаточно для этого.
3. Учитель, объяснив определенную тему, дает задание школьникам. Для его выполнения необходимо обратиться к учительскому списку Webов, познакомиться с Интернет-ресурсами. Предварительно учителю необходимо определить сложность заданий, их объем, величину школьных групп (возможна и индивидуальная работа учеников). Существенно, чтобы найденная в Сети информация отсутствовала в традиционных источниках. Очень важным на этом этапе видится помощь педагога ученику в оценке информации.
4. Кроме поиска информации по заданию учителя, можно предложить и другой вид работы с ресурсам Сети, более сложный. Давая список Web-сайтов, которые надо посетить, педагог может попросить учеников познакомиться с представленной там информацией и дать оценку сайтам, с точки зрения качества представленной информации. Этот вид задания требует не просто нахождения информации, но и принятия решения, высказывания своего мнения и его обоснования. Сфера деятельности учащихся в этом случае следующая:
  • оценка Web-сайта, определение качества и правдоподобности информации;
  • использование справочных изданий;
  • сравнение одних и тех же тем по разным источникам;
  • использование различных исследовательских стратегий, систем поиска информации в соответствии со стоящими задачами;
  • систематизация работы, написание исследовательского заключения;
  • корректная ссылка на использованные источники.

5. Школьники публично представляют свои проекты. Общеизвестно, что лучше всего понимается и запоминается материал, когда его объясняют друг другу. Объем и форм рассказа учитель определяет индивидуально.
6. Мониторинг эффективности применения Интернет-ресурсов при работе над проектом.
Помимо занятий в классе, ученики могут вести поиск дополнительной информации по предметам самостоятельно. Также школьники могут обмениваться полученными знаниями, объединяться с другими классами, осмысливать полученную информацию и публиковать свои авторские материалы в Интернет. То есть обучение с помощью ресурсов Сети неизбежно приводит учеников и педагогов к выходу за рамки урока и предмета.
Компьютерные технологии и интернет-ресурсы несут большой информационный, энерго- и времясберегающий потенциал, и применение их в процессе обучения, не только показатель соответствия уровня преподавания требованиям времени, но и эффективное средство повышения мотивации, организации субъект-субъектного общения учителя и ученика, повышения качества знаний.