пятница, 24 февраля 2012 г.

Использование ресурсов сети Интернет на уроках истории и обществознания

Автор: Ворсунова Ирина Николаевна
Контактный электронный адрес: vorsunova-in.123@mail.ru
Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12
г. Балашова Саратовской области».

Компьютерные технологии, мобильная связь, Интернет прочно вошли в нашу жизнь. Современные школьники едва ли могут прожить хотя бы один день без Интернета. Самое главное – какова цель посещения ими глобальной сети, ведь Интернет – это не только различные социальные сети, удовлетворяющие потребность современного человека в общении, это ещё и огромное информационное пространство, открывающее перед человечеством очень большие возможности.
Главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания, граждан. Использование сети Интернет увеличивает познавательную активность учащихся, делает учебно-воспитательный процесс привлекательным для всех его участников: учитель может по-новому взглянуть на организацию урока, получить неоценимую помощь в его подготовке; ученик может воспользоваться поиском необходимых дополнительных сведений по предмету. Но самое главное, на мой взгляд, это возможность увлечь школьников историей. В этом случае Интернет имеет уникальный потенциал: участие школьников в дистанционных конкурсах и олимпиадах, поиск необходимых сведений для научной, проектной и исследовательской деятельности. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. 

Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line. 

Информационное поле Интернета очень объемно и разнообразно. Искать необходимую информацию здесь довольно трудно даже учителю, не говоря уже об учениках. Для более успешного поиска нужных ресурсов необходимо научиться максимально чётко формулировать область поиска. Это облегчит отбор необходимых сведений из найденного материала. Например, можно поставить перед учениками проблемные вопросы на сопоставление нескольких найденных в Сети точек зрения на одно и то же историческое событие, сделать сравнительный анализ таблиц, схем, карт.

Современные учителя стремятся создать персональные сайты, где размещают свои авторские материалы, ссылки на полезные интернет-ресурсы. Благодаря таким сайтам можно найти не только нужный материал, но и поделиться опытом, найти коллег, единомышленников. Чтобы поиск нужной информации не отнимал у учителя много времени, я позволю себе дать несколько советов начинающим учителям, пользователям сети Интернет. В то же время надеюсь, что эта информация будет полезной и для опытных учителей, использующих в своей работе интернет-ресурсы. Итак, учителю необходимо:

1. Создать необходимые папки для систематизации материала, скаченного из Сети. Например, учителя истории и обществознания, весь материал делят на 2 папки «история» и «обществознание». Внутри папок нужно создать подпапки с годом обучения, например, «2011-2012 уч. год». Далее в каждой такой подпапке создать ещё подпапки: «планирование», «уроки для … класса». Это позволит систематизировать материал, и быстро найти необходимый файл.

2. Если Вы делаете ссылки на интернет-ресурсы в поисковике, например, Internet Explorer, их так же удобнее распределить по папкам. Так, в папку «сайты для подготовки к ЕГЭ» можно добавить следующие подпапки: «ЕГЭ по истории», «ЭГЭ по обществознанию», в них разместить нужные ссылки на материалы, например, «персоналии», «тесты on-line», «термины» и т.п.

3. Сделать отдельную папку на интернет-ресурсы для учителя, где вы можете создать следующие подпапки: «полезные ссылки», «интересные сайты по предмету», «нормативные документы», «конкурсы и конференции» и т.п. 

Все это поможет учителю сориентироваться в море информационного потока и с меньшими временными затратами найти необходимый материал.

В своей статье я предлагаю ссылки, которые помогут вам в работе.

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru), нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Много необходимой информации размещено на сайте "Российское образование" (http://www.edu.ru). Большую помощь в работе с Интернетом оказывают каталоги образовательных ресурсов. Так воспользовавшись Единой Коллекцией Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/), учитель может определиться с планированием уроков, а учащиеся могут просмотреть презентации к различным темам. Кроме этого на уроках обществознания и истории можно совершать различные виртуальные экскурсии в музеи, даже в зал Государственной Думы, участвовать в Интернет-форумах (http://forumyuristov.ru). Используя ресурсы федерального портала "Социально-гуманитарное и политологическое образование" (http://www.humanities.edu.ru), можно вступить в Интернет-сообщество преподавателей истории, следить за ходом Интернет - конференций, пользоваться курсами лекций, иллюстративные материалы применять в качестве наглядности на уроках. 

Сайт "Сеть творческих учителей Саратовской области" (http://www.it-n.ru) позволяет ознакомиться с опытом создания анимированных карт, схем. Библиотеку готовых учебных проектов, методик проведения уроков, руководство и полезные советы можно использовать при подготовке к урокам. "Сообщество учителей истории и обществознания Саратовской области" (http://www.openclass.ru) координирует работу учителей этих предметов, служит площадкой для обсуждения актуальных проблем преподавания истории и обществознания, позволяет делиться опытом с другими преподавателями-историками. 

Информацию о курсах, конференциях, семинарах, конкурсах даёт сайт Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (http://www.saripkro.ru). 

Очень удобны в использовании Интернет-газета "История" (http://www.1september.ru), журнал "Преподавание истории в школе" (http://www.pish.ru), российский исторический иллюстрированный журнал "Родина" (http://www.istrodina.com), которые информируют о новостях сферы образования, представляют различные точки зрения специалистов и педагогов, рассказывают об учебных и методических разработках. 

На сайте http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia.html можно скачать исторические карты в электронном виде по истории России и других стран. При подготовке к ЕГЭ по обществознанию пригодится страничка, посвящённая терминам, которые могут быть в тестах ЕГЭ. http://danur-w.narod.ru/ekzam/ege.html. Очень много необходимых учителю и учащимся ссылок на сайте РМО учителей истории и обществознания г. Балашова Саратовской области (http://bal-rmo-ist.ucoz.ru).

В заключение своей статьи, хочу отметить, что сеть Интернет может предоставить преподавателю обширный материал для творческого использования на уроках, повышения собственного мастерства, обмена опытом и так далее. По любой теме можно найти материал, составить для себя коллекцию интересных ссылок и применять полученные тексты, изображения, карты, презентации на уроке. Возможности глобальной сети Интернет по хранению и передаче информации позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. 

Литература

  • Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. № 5. 2002. 
  • Гликман И.З. Интернет на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. № 5. 2002. 
  • Митрофанов С. Использование компьютерных технологий в преподавании истории в школе // История. № 18. 2002.