пятница, 17 февраля 2012 г.

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка на основе использования сервисов сети Интернет


Автор: Бубенцова Татьяна Евгеньевна,
заместитель директора по ОЭР,
учитель иностранных языков
Контактный электронный адрес: bubenzowa@mail.ru
Место работы: МОУ «Средняя школа № 4"
г.Ртищево Саратовской области

«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и
благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».
(Н.Г.Чернышевский)
Основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания , интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося. Проектно-исследовательская деятельность учащихся является формой создания в школе позитивной атмосферы сотрудничества, партнёрства педагогов и учеников, изменяя традиционные образовательные формы .Проектный метод обучения рассматривают как дидактическую систему реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой учащиеся применяют полученные ими знания и умения на практике.
При условии правильной организации проектный метод приводит к результатам, значимость которых трудно переоценить: школьники перестают просто выполнять предписанные действия за оценку -они начинают критически оценивать ситуации, самостоятельно планировать собственные действия и осознавать ответственность за результат. Постепенно становится очевидным реальное конкурентное преимущество на рынке труда молодых людей, прошедших испытание проектной деятельностью в школьном возрасте. Работа над проектом имеет следующие этапы: I.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:1.Планирование учителем проекта в рамках тем программы.2.Выдвижение идеи учителем на уроке.3. Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения. II. Организация работы:1.Формирование микрогрупп; определение целей и задач проекта, постановка проблемных вопросов.2.Распределение заданий в микрогруппах. 3.Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
III.Завершающийэтап:1.Промежуточный контроль( при длительном проекте).2.Обсуждение способа оформления проекта.3.Документирование проекта.4.Презентация результатов проекта.5.Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д. IY. Этап практического использования результатов проекта.
Сегодня организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся без применения информационно - коммуникативных технологий просто невозможно. С помощью знаний основ информатики учащиеся могут эффективно осуществлять поиск информации в Интернете, создавать и качественно оформлять проектную- исследовательскую работу, её презентацию и продукт проектной работы (статью, рекомендации, электронные и печатные пособия, буклеты и т. д.), обрабатывать результаты исследования. На сегодняшний день Интернет - это глобальная сеть, представляющая собой межсетевое объединение региональных, корпоративных и локальных сетей, и работа которой поддерживается рядом сервисов в едином мировом информационном пространстве. Интернет включает в себя совокупность сервисов. К наиболее распространённым и популярным сервисам относятся следующие: WWW - это самая популярная служба, которую очень часто путают с самой сетью Интернет. WWW предназначена для поиска, сбора информации на Web-серверах. Электронная почта - это служба позволяет быстро пересылать письма в электронном виде. FTP - это служба обеспечивает пересылку файлов с файловых архивов FTP - серверов на другой компьютер. Телеконференции - эту службу иначе называют ещё Группой новостей. Она специально предназначена для сбора сообщений, связанных с обсуждением какой-либо темы. Chat - это служба, предназначенная для общения людей в виде диалога в режиме Online. Форумы - это служба, предназначенная для тематического общения людей в режиме Offline. Telnet - протокол, позволяющий использовать вычислительные ресурсы удаленного компьютера. Gopher - Gopher позволяет не только просмотреть списки ресурсов, но и перешлет нужный материал. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д. На уроках иностранного языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению иностранного языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет -технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками других стран. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. В своей работе не один год я использую проектную методику. Надо отметить, что учебники немецкого языка под редакцией И.Л. Бим предусматривают создание проектов по различным темам. Например, работа учащихся 11 класса над проектом «Die Kunst Deutschlands” способствовала развитию поисковой и самостоятельной деятельности учащихся, совершенствованию их умений и навыков в использовании информационно-коммуникативных технологий, развитию творческих способностей. В ходе совместной работы учащиеся и учитель создают разнообразные проекты: практико-ориентированные, социальные, информационные, межпредметные, творческие, мини, моно –проекты и др.Для поиска необходимой информации учащиеся чаще всего используют поисковые системы www.google.com( всеобъемлющая поисковая система для академических целей), www.yandex.ru, www.mail.ru, www.rambler.ru( популярные российские поисковые системы с быстрым поиском), http.//kinds.yahoo.com/ ( материал для учащихся I- XI классов общеобразовательных школ), http.//yahoo.com/(тематическая организованная поисковая система); активно используют электронную почту и Chat для обмена информацией между учащимися, учащимися и учителем. При работе над проектом учителю отводится роль организатора и координатора, и поэтому ему необходимо учить учащихся правильно использовать сервисы сети Интернет, обращая внимание на содержание сайта, источник информации, структуру сайта, так как довольно-таки часто в сети Интернет можно найти материалы на иностранном языке, в которых присутствуют грамматические, лексические и орфографические ошибки или же материал, содержащий ошибочную информацию. Роль учителя: научить ученика критически подходить к оценке материала и правильно использовать Интернет-ресурсы. Необходимо применять общие правила поиска информации в сети Интернет, с которыми можно ознакомиться собственно и в сети Интернет по ссылкам: Google (http://wwww.google.ru/support/bin/static.py?page=searchguides.htm&ctx=basics: Rambler (http://www.talanty.com/str23a.htm) и др. При отборе Интернет-ресурсов при создании проектов необходимо отбирать такой материал, который бы способствовал воспитанию личности ребёнка, выработке активной жизненной позиции, патриотизма, любви к родине и ближнему. Использование проектно-исследовательской методики на основе умелого использования сервисов сети Интернет способствует формированию и развитию ключевых компетентностей учащихся.

Использованные ресурсы:



1. Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностр. языки в школе. – 2009. – № 1.;
2.Сысоев В.П., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку// Иностр .языки в школе.-2008.-№ 6;
3. Сысоев В.П., Евстигнеев М.Н.Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку//Иностр. языки в школе.- 2009.-№ 2.